ФЭНДОМ

220px-Aleksandr Danilovich Aleksandrov 1952

Алекса́ндр Дани́лович Алекса́ндров (22 июля [4 августа] 1912 — 27 июля 1999) — математик, физик, философ; альпинист.

Биография Править

Родился в деревне Волынь Рязанского уезда Рязанской губернии[1][2][3], но с раннего детства жил в Петербурге, где его отец и мать преподавали в гимназии (до 1917 года именовавшейся гимназией княгини Оболенской, затем переименованной в 16-ю единую трудовую школу). Кроме Александра в семье были ещё две дочери Вера (1910 г.р.) и Мария (1914 г.р.). Оба родителя были дворянского происхождения. Отец, Даниил Александрович Александров, происходил из старинного дворянского рода, поступил в Петербургский университет на естественное отделение, за участие в студенческих волнениях исключался из университета, но всё же смог успешно его закончить. Мать, Елизавета Иосифовна Бартошевич, происходила из польского дворянского рода, окончила Педагогический институт. При Советской власти отец стал директором 16-й средней школы, был членом Петроградского Совета, а мать — членом Ленинградского Совета. В 1930 году по причине беспартийности отец был отстранен от должности директора школы. Оба родителя оказались в блокадном Ленинграде, где отец умер от голода в 1942 году, мать же весной 1942 года была эвакуирована к сыну в Казань.

В 1928 году Александр окончил среднюю школу (в одном классе с ним учился будущий писатель и драматург В. А. Лифшиц), но по причине юного возраста родители отсоветовали ему поступать в университет. Год он проучился в художественной школе.

В 1929 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ), который окончил за 4 года в 1933 году по специальности теоретическая физика. Дипломную работу «Вычисление энергии двухвалентного атома по методу Фока» защитил на «отлично». В ЛГУ его учителями были физик В. А. Фок и математик Б. Н. Делоне. Отказался от рекомендации его в аспирантуру, сказав: «я не могу поручиться, что я всегда буду делать то, что полагается». В результате получил нагоняй и два комплимента: один от В. А. Фока: «Вы слишком порядочный человек», а другой от Б. Н. Делоне: «Александр Данилович, Вы слишком не карьерист»[4].

Научная карьера[править | править вики-текст] Править

С декабря 1930 года по октябрь 1932 года работал в Государственном Оптическом Институте в должности научно-технического сотрудника. В 1932 году перешёл на работу в Физический институт ЛГУ, где работал в теоретическом отделе до 1936 года в качестве научного сотрудника.

В 1933—1941 годах работал ассистентом (с 1937 года — и. о. профессора, с 1944 года — профессором) на математико-механическом факультете ЛГУ. С 1936 года перешёл полностью на работу по математике. В 1935 году защищает кандидатскую, а в 1937 году — докторскую (диплом ФМ № 000139 выдан решением Высшей аттестационной комиссии от 29 марта 1938 года)диссертации.

В 1937—1938 годах работал и. о. профессора Педагогического института им. Покровского (Ленинград).

В 1938—1953 годах старший научный сотрудник Математического института АН СССР в Ленинграде (с ноября 1941 года по осень 1944 год в эвакуации в Казани). В 1942 году получил Сталинскую (Государственную) премию II степени. В 1945 году утверждён в звании профессора по кафедре геометрии (решение Высшей аттестационной комиссии от 10 февраля 1945 года).

В 1946 году избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1951 году получил премию им. Н. И. Лобачевского I степени. Вступил в КПСС в том же году. С апреля 1952 года по октябрь 1964 года — ректор ЛГУ.

С 1953 года по 1960 год — заведующий кафедрой геометрии ЛГУ. С июня 1964 года — академик АН СССР, с 1975 года — академик Итальянской национальной академии.

С 1964 года по 1986 год жил в Новосибирске, заведовал отделом обобщённой римановой геометрии в Институте математики СО АН СССР и преподавал в Новосибирском университете. Александров создал новое направление в теории дифференциальных уравнений эллиптического типа — геометрическую теорию уравнений эллиптического типа.[5]

В 1986 году вернулся в Ленинград на должность заведующего лабораторией геометрии и топологии Ленинградского отделения Математического института АН СССР (ЛОМИ). Был членом правления Ленинградского математического общества.

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го созыва[6]. Александров всю свою жизнь придерживался коммунистического мировоззрения. При этом он понимал порочность политической системы СССР и не скрывал свое отношение к ней.[7]

Скончался после продолжительной болезни, похоронен на Богословском кладбище.

Семья Править

В 1937 году женился на студентке физического факультета Марианне Леонидовне Георг, коренной петербурженке. Её родители тоже преподавали в школе. Впоследствии она, работая в Радиевом институте АН СССР, защитила кандидатскую диссертацию по ядерной физике. В семье родилось двое детей: Дарья (1948 г.р.) и Даниил (1957 г.р.).

Вклад и труды Править

Вклад Александрова в математику проходил под девизом «Назад — к Евклиду».

Сам он отмечал, что «пафос современной математики в том, что происходит возврат к грекам».

Пионерские работы Александрова обогатили геометрию методами теории меры и функционального анализа. Александров развил синтетический подход к дифференциальной геометрии. В частности, создание внутренней геометрии нерегулярных поверхностей. Он разработал наглядный метод разрезания и склеивания. Этот метод позволил Александрову решить многие экстремальные задачи теории многообразий ограниченной кривизны. Александров построил теорию метрических пространств с односторонними ограничениями на кривизну.

Возник естественный известный класс метрических пространств, обобщающих римановы пространства в том смысле, что в них осмыслено центральное для римановой геометрии понятие кривизны. Эта область получила название «геометрия Александрова», она по сей день активно развивается.

В работах Александрова также получила развитие теория смешанных объёмов выпуклых тел. Он доказал фундаментальные теоремы о выпуклых многогранниках и предложил новый синтетический метод доказательства теорем существования.

А. Д. Александров также является основоположником хроногеометрии

А. Д. Александров создал новые приёмы исследований. Эти приёмы оказались эффективными не только в геометрии, но и в смежных областях математики.

Им написан ряд монографий, множество научных статей, учебники для школ и ВУЗов. Он писал также публицистические статьи, воспоминания об учёных и философские эссе оморальной ценности науки. А. Д. Александровым создана большая научная школа.

Избранные труды[править | править вики-текст] Править

  • Александров А. Д. Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 2006. — Т. 1 (Геометрия и приложения). — lii + 748 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-032428-0.
  • Александров А. Д. Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 2007. — Т. 2 (Выпуклые многогранники). — iv + 492 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-02-023184-9.
  • Александров А. Д. Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 2008. — Т. 3 (Статьи разных лет). — iv + 734 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-035566-8.
  • Александров А. Д. Основания геометрии. — М.: Наука, 1987.
  • Александров А. Д. Тупость и гений // Квант. — 1982. — № 11. — С. 12-17.
    Александров А. Д. Тупость и гений (окончание) // Квант. — 1982. — № 12. — С. 7-12,15.
  • Александров А. Д. Наука и Этика [Александров А. Д. Проблемы науки и позиция ученого. — Л.: Наука, 1988.]
  • Публикации А. Д. Александрова на Math-Net.ru.
  • Александр Данилович Александров (1912—1999). Биобиблиографический указатель. Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН.

Ученики[править | править вики-текст] Править

  • Либерман И., Оловянишников С., Костелянец П. — все трое погибли на фронтах Великой Отечественной войны
  • Погорелов А. — из Харькова, Юсупов А. — из Бухары
  • Ленинградские ученики (в порядке участия в семинарах): Борисов Ю., Залгаллер В., Решетняк Ю. Г., Бакельман И., Волков Ю., Заморзаев А. М., Богачева С. (позднее — жена А. Д. во втором браке), Боровский Ю., Пименов Р.
  • Собчук В. С. и Старохозяев — с Украины
  • Русиешвили Г. — из Грузии
  • Франк Б. и Франк Г. — из Германии
  • Бураго Ю., Крейнович В., Перельман Г.
  • Приехавшие из Алма-Аты, куда А. Д. ездил читать лекции: Квачко М., Овчинникова В., Сенькин Е. П.
  • Оставшиеся в Алма-Ате: Зильберберг А., Стрельцов В. В., Юсупов Д.
  • Новосибирские ученики: Гуц А., Кузьминых А., Левичев А., Шайденко А., Астраков С., Дискант В. И.

С А. Д. Александровым в Ленинграде и Новосибирске работали также ученики его учеников. Ряд из них стали его соавторами: Берестовский В., Вернер А., Гольдштейн В., Крушкаль С., Нецветаев Н., Николаев И., Рыжик В.

Последним аспирантом А. Д. Александрова (уже после его возвращения в Ленинград) являлся Григорий Перельман, который в 2002 году решил проблему Тёрстона о геометризации, чем, в частности, доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре.

Альпинизм Править

Сам А. Д. Александров рассказывал, что полюбил горы, оказавшись с отцом в Крыму в 1932 году[9].

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на полагавшуюся ему бронь, А. Д. Александров сделал попытку войти в альпийский батальон, формировавшийся на Кавказе, но получил отказ.

Будучи ректором, Александров всячески способствовал спортивному альпинизму в университете, принимая в восхождениях активное участие.

Награды Править

  • Орден Ленина (1961)
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1963)[10]
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1957, 1975 и 16 октября 1990), последний вручён за особый вклад в сохранение и развитие генетики и селекции, подготовку высококвалифицированных научных кадров[11]
  • Орден Дружбы народов (1982)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Лауреат Сталинской премии 2-й степени за научные работы по геометрии (1942)
  • Премия имени Н. И. Лобачевского (1951)
  • Золотая медаль имени Эйлера (1991)
  • Орден Почёта (4 июня 1999) — за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 275-летием Российской академии наук[12]

Память Править

Имя А. Д. Александрова носит Петербургский геометрический семинар (Санкт-Петербургское отделение Математического института имени В. А. Стеклова РАН).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики