ФЭНДОМ

250px-BABerezovsky2012

Бори́с Абра́мович Березо́вский (23 января 1946, Москва — 23 марта 2013, Аскот[6])[7][8]

[9] — российский предприниматель[10], государственный и политический деятель, с 2000 года до конца жизни находился в эмиграции в Великобритании; в Россииобвинялся во многочисленных преступлениях и был заочно приговорён к тюремному заключению. Доктор технических наук (1983)[11], член-корреспондент РАН (1991)[12].

С осени 2000 года выступал как политический оппонент Владимира Путина, в президентской кампании которого в конце 1999 — начале 2000 года принимал участие на его стороне — в поддержку блока «Единство»[13].

Впервые уголовное дело в отношении Березовского было возбуждено в 1999 году при правительстве Примакова. С 20 сентября 2001 года он находился в розыске в России по обвинению в мошен­ни­чес­т­ве, отмывании денег, попытке насильственного захвата власти. Ордер на его арест был выдан Интерполу Бразилией по обвинениям в мошен­ни­чес­т­ве и отмывании денег через футбольный клуб[14]. Помимо этого, с 1999 года против него ведётся следствие прокуратурой Швейцарии по обвинениям в мошен­ни­чес­т­ве и отмывании денег. В том же году Березовскому было отказано во въезде в Швейцарию[15].

С сентября 2003 года до конца жизни постоянно проживал в Великобритании в качестве политического беженца; имел паспорт гражданина Великобритании на имя Плато́н Еле́нин[16] (служба новостей «Би-би-си» указала, что Платон — имя героя фильма «Олигарх»[16]). Являлся гражданином России. В 1996 году отказался от гражданства Израиля[17].

К концу жизни финансовое состояние Березовского сильно ухудшилось. Хотя ещё в 2008 году оно оценивалось в 1,3 млрд долларов, после нескольких проигранных судов он накопил значительные долги, ему пришлось уволить помощников, почти всю охрану, выставить на продажу несколько принадлежащих ему домов и некоторое ценное имущество.

Биография Править

Борис Березовский родился 23 января 1946 года в Москве. Его отец, Абрам Маркович, был инженером-строителем из Томска, работавшим на различных заводах по производству строительных материалов (например, главным инженером Бутовского газосиликатного завода). Его мать Анна Александ­ров­на работала старшим лаборантом в Институте педиатрии Академии медицинских наук СССР[18][19][20][21].

Березовский начал учиться в школе с 6 лет. В шестом классе перешёл в английскую спецшколу[5]. В 1962 году окончил школу и пытался поступить на физический факультетМосковского государственного университета, но не прошёл (по словам самого Березовского, из-за «пятой графы» в паспорте — еврейской национальности[22]), после чего поступил в Московский лесотехнический институт на факультет электроники и счётно-решающей техники[5][20].

В 1968—1969 годах, после окончания института, Березовский работал инженером НИИ испытательных машин, приборов и средств измерения масс Министерства приборо­стро­е­ния, средств автоматизации и систем управления СССР[23]. В 1969 году стал инженером Гидро­метео­ро­ло­ги­чес­ко­го научно-иссле­до­ва­тель­с­ко­го центра СССР. С 1970 года работал сначала инженером, потом младшим и старшим научным сотрудником, заведующим сектором и возглавлял лабораторию Института проблем управления АН СССР. В 1973 году Березовский окончил механико-математический факультет МГУ, позже окончил аспирантуру Института проблем управления и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Многокритериальная оптимизация»[20]. С 1973 года Березовский сотрудничал с «АвтоВАЗом», где руководил проектами по внедрению систем авто­ма­ти­зи­ро­ван­но­го проек­ти­ро­ва­ния и программного обеспечения[20][23].

В 1983 году Березовский защитил докторскую диссертацию «Разработка теоретических основ алгоритмизации принятия предпроектных решений и их применения» по специальности «Техническая кибернетика и теория информации». По сведениям Владимира Прибыловского и Анвара Амирова, в конце 80-х годов Березовский сотрудничал с газетой «Советская Россия», где писал статьи на темы перестройки хозяйственного механизма страны[20].

Личная жизнь Править

Первая жена, Нина Васильевна Короткова, училась с Борисом в одном институте двумя курсами младше. Пара поженилась в начале 1970-х годов, у них родились две дочери:

  • Елизавета (1971) — художница, родила сына Савву
  • Екатерина (1973)

Вторая жена, с 1991 года — Галина Бешарова. В 1993 году Галина уехала с детьми в Лондон и с тех пор супруги совместно не проживали.

  • сын Артём (1989)
  • дочь Анастасия (1992)

Новой спутницей Бориса Березовского стала Елена Горбунова, которая родила ему двоих детей:

  • дочь Арина (1996)
  • сын Глеб (1997)[3].

Официально этот брак не регистрировался. В январе 2013 года они расстались, после чего Горбунова подала к бывшему гражданскому мужу иск на несколько миллионов фунтов стерлингов[24].

В 2011 году, после длившегося год бракоразводного процесса, Березовский развёлся со второй женой Галиной, поставив рекорд по размеру выплаченных отступных в Великобритании — от 165 до 220 млн фунтов стерлингов[25][26].

Образование и научная деятельность Править

Березовский состоял в ВЛКСМ (1960—1974) и в КПСС.

В 1967 году окончил факультет электроники и счётно-решающей техники Московского лесотехнического института[27], в 1973 — механико-математический факультет МГУ (второе образование)[5], позднее — аспирантуру в Институте проблем управления АН СССР, где защитил кандидатскую диссертацию по теме «Многокритериальная оптимизация».

В 1968—1987 годах работал инженером в НИИ испытательных машин, приборов и средств измерения масс Министерства приборостроения СССР (1968—1969) иГидрометеорологическом научно-исследовательском центре СССР (1969—1970), инженером, затем младшим и старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией в Институте проблем управления АН СССР (1970—1987). В 1978 году стал лауреатом Премии Ленинского комсомола.

В 1983 году защитил докторскую диссертацию «Разработка теоретических основ алгоритмизации принятия предпроектных решений и их применения» по специальности«Техническая кибернетика и теория информации». Развитая в диссертации теория может рассматриваться как далеко идущее обобщение популярной математической задачи о «разборчивой невесте»[28].

С 1991 года — член-корреспондент Российской академии наук, член Международного научного общества по теории принятия решений, основатель Международного научного фонда. Награждён Международным орденом Святого Константина Великого.

Автор более 100 научных работ и ряда монографий («Бинарные отношения в многокритериальной оптимизации» (М., 1981), «Задача наилучшего выбора» (М., 1984),«Многокритериальная оптимизация: математические аспекты» (М., 1989) и других).

Попытка исключения из РАН Править

30 мая 2008 года академик РАН физик В. Н. Страхов предложил исключить Березовского из РАН, ссылаясь на возбуждение против него более десяти уголовных дел:

Если в отношении члена-корреспондента Академии наук возбуждено уголовное дело, он должен явиться в суд и доказать, что это обвинение неправильное. А если он этого не делает, то его надо из Академии наук исключать[29].

Страхов предложил внести в устав академии поправки о возможности лишения статуса академика (на данный момент являющегося пожизненным). В тот же день данное предложение было отклонено. Президент РАН Юрий Осипов, аргументируя это решение, вспомнил попытки исключить из академии наук академиков Трофима Лысенко и Андрея Сахарова. По словам Осипова, РАН никого никогда не исключала, а изгнание Березовского из академии может создать «глупый прецедент»[30].