ФЭНДОМ

250px-Vasilii Sergeevich Vladimirov

Васи́лий Серге́евич Влади́миров (9 января 1923 — 3 ноября 2012) — советский и российский математик, действительный член АН СССР (1970, с 1991 — РАН), Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Сталинской премии (1953) и Государственной премии СССР (1987), доктор физико-математических наук (1959).

Основные труды по вычислительной математике, квантовой теории поля, теории аналитических функций многих комплексных переменных, уравнениям математической физики.

Биография Править

Родился в крестьянской семье Сергея Ивановича и Марии Семёновны Владимировых.[1]. Прадед по отцовской линии был крепостным. У отца было два брата и три сестры. Двоюродный брат В. С. Владимирова — Герой Советского Союза Пётр Евстафьевич Лавров Отец закончил два класса церковно-приходской школы. В его семье было пять детей. До организации колхозов он вел крестьянское хозяйство, непродолжительное время состоял в колхозе, осенью 1934 года стал работать в местном леспромхозе рабочим. В первые дни Великой Отечественной войны был был мобилизован на фронт, в 1944 году пришло извещение о том, что С. И. Владимиров пропал без вести (в 1991 году стало известно о его смерти в немецком плену в 1944 году). По материнской линии предки также были крестьянами.

Закончил семилетнюю школу (крестьянской) колхозной молодежи (1937). В том же году получив на вступительных экзаменах в Ленинградский Гидролого-метеорологический техникум пять отличных оценок и одну оценку хорошо, был принят в техникум несмотря на слишком юный возраст. На втором году обучения в техникуме случайно оказался в ЛГУ, произведшем сильнейшее впечатление, зародившее желание поступить туда на учебу. Через преподавателей техникума ему удалось договориться о зачислении на четвертый (выпускной) курс вечернего рабфака Наркомчерпрома СССР при условии сдачи вступительных экзаменов и досдаче курсов средней школы. В 1939 году получил аттестат о среднем образовании, дававшем право поступать в любой ВУЗ страны без экзаменов. Но в приемной комиссии ЛГУ получил отказ в зачислении в студенты из-за того, что на 1 сентября ему не исполнилось 17 лет. Настойчивые хлопоты и обращение с письмом к Председателю Комитета по делам высшей школыС. В. Кафтанову позволили получить ответ, в котором ректору ЛГУ разрешалось допустить его к приёму в порядке исключения. Поступил на физический факультет ЛГУ. Летом 1941 года закончил два курса.

Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом. В конце августа 1941 года был призван в Красную Армию, стал курсантом Военно-автомобильного училища ВВС ЛФ, где приобрел специальность водителя гусеничных машин. С ноября 1941 года служил на различных военных авиабазах под Ленинградом рядовым, трактористом, метеорологом. Демобилизован 25 октября 1945 года. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

При возобновлении учебы в ЛГУ перевелся на третий курс математико-механического факультета.

Научная деятельность Править

В дипломной работе, выполненной под руководством Б. А. Венкова, построил первый пример совершенной, но не предельной квадратичной формы с 6 переменными (подтверждение гипотезы Вороного). Кроме того, нашел необходимые условия на решётку для плотнейшего расположения трехмерных выпуклых тел (не опубликовано). Получил диплом с отличием (1948).

По рекомендации Л. В. Канторовича был приглашен на работу в ЛОМИ. С 1948 года в группе Канторовича — младший научный сотрудник, занимался расчетами по атомному проекту. В мае 1950 года за успешное выполнение специального задания получил премию 5000 рублей[2]

В ноябре 1950 года был освобожден от работы в ЛОМИ и переведен в Арзамас-16 (опять же по рекомендации Л. В. Канторовича), где разворачивались работы по созданию водородных зарядов. Заведующий группой в отделе Н. Н. Боголюбова. Занимался численными методами расчета критических параметров многослойных ядерных систем (РДС — Ракетный двигатель Сталина). Предложил (1951) метод характеристик (часто называемый в литературе методом Владимирова[3]). В 1950—1953 годах вручную были рассчитаны десятки вариантов многослойных зарадов для водородной бомбы. За выполненную работу вместе с Н. Н. Боголюбовым был удостоен Сталинской премии (1953).

29 июня 1953 года защитил кандидатскую диссертацию «Численное решение кинетического уравнения для сферы», научный руководитель Н. Н. Боголюбов

В январе 1955 года был переведен в ЦНИИ-58.

С июня 1956 года работает в МИАНе. В июне 1959 года защитил диссертацию «Об интегро-дифференциальном уравнении переноса частиц» на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.

Исследована краевая задача для уравнение переноса: корректность, новый вариационный принцип, граничные условия в методе сферических гармоник, особенности решений.

Создан метод численного решения кинетического уравнения для многослойного шара и доказана его сходимость и устойчивость. Предложен метод факторизации для численного решения уравнения диффузии для многослойного шара и доказана его сходимость и устойчивость. Разработано применение метода Монте-Карло для решения задач переноса нейтронов и излучения. Предложена квадратурная формула типа Симпсона для приближенного вычисления винеровских интегралов и доказана ее сходимость. Доказана теорема о «С-выпуклой оболочке» и даны ее применения в аксиоматичекой квантовой теории поля: доказательство дисперсионных соотношений, теорема о «конечной ковариантности» (с Н. Н. Боголюбовым).

Дано теоретическое объяснение автомодельного поведения форм-факторов глубоконеупругих процессов лептон-адронного рассеянния при высоких энергиях и больших переданных импульсах на основе аксиоматики Боголюбова (с Н. Н. Боголюбовым, А. Н. Тавхелидзе и Б. И. Завьяловым). Исследована алгебра голоморфных функций медленного роста в трубчатых областях над конусом (граничное поведение, интегральные представления, преобразование Фурье) и указаны применения к многомерной задаче линейного сопряжения голоморфных функций, к индикатрисе роста плюрисубгармонических функций, к голоморфным функциям с положительной вещесвенной частью. Подробнее рассмотрен специальный случай трубы будущего. Изучены многомерные линейные пассивные системы относительно причинного конуса. Построена многомерная тауберова теория для обобщенных функций (с Ю. Н. Дрожжиновым и Б. И. Завьяловым). А также решены многие другие задачи в области математики, теоретической физики и механики.

Изучен оператор дробного дифференцирования обобщенных функций р-адических аргументов. Исследованы уравнения движения тахионов р-адических открытых, замкнутых и открыто-замкнутых струн.

Являлся членом редколлегии журналов «Доклады РАН» и «Теоретическая и математическая физика».

Читал курс «Уравнения математической физики» (в студенческом слэнге — урматы) в МФТИ и стал автором одноименного учебника для ВУЗов.

Премии и награды Править

  • Герой Социалистического Труда (1983, «за большие заслуги в развитии и подготовке научных кадров»)
  • 2 ордена Ленина (1975, 1983)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1973)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • 18 медалей
  • Сталинская премия (1953)
  • Государственная премия СССР (1987)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области образования (2002)[4]
  • Премия Фонда содействия отечественной науке в номинации «Выдающиеся учёные» (2004)[5]
  • Золотая медаль имени Ляпунова Президиума АН СССР (1971)
  • Золотая медаль имени Н. Н. Боголюбова Президиума РАН (1999)
  • Премия Боголюбова Президиума НАН Украины (1997)
  • Золотая медаль Бернарда Больцано Академии наук Чехословакии
  • Иностранный член Саксонской Академии наук (Лейпциг)
  • Иностранный член Сербской Академии наук и искусств (Белград)
  • Иностранный член Воеводинской Академии наук и искусств (Нови Сад)
  • Член Московского математического общества
  • Почётный член Чехословацкого общества математиков и физиков (Прага)
  • Член Международной ассоциации по математической физике (IAMP)
  • Член Американского математического общества (AMS)
  • Член редколлегий ряда иностранных математических журналов
  • В честь В.С. Владимирова назван астероид (10324) Vladimirov, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 ноября 1990 г.